ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КУРС ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА ПРИЕМНЫЙ РЕБЕНОК НАЧИНАЕТ ЖИТЬ В СЕМЬЕ
СОДЕРЖАНИЕ
1.        Краткое повторение пройденного материала
2.        Новый материал (этапы вхождения ребенка в новую семью)
3.        Вопросы для самопроверки
4.        Домашнее задание

1.ЕЩЕ РАЗ О ТОМ, ЧТО ВЛИЯЕТ НА ПРОЦЕСС ВХОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА В НОВУЮ СЕМЬЮ
1. ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ ОПЫТ РЕБЕНКА
   Даже младенец имеет свой неповторимый опыт внутриутробного общения с матерью. Когда же в семью попадают дети дошкольного или школьного возраста, за ними стоит уже целая история жизни, полная психотравматических переживаний. В  кровных семьях они прошли, может быть, через голод,  лишения, жестокое обращение со стороны взрослых. Однако это были их родители, которых они любили. Изъятие из семьи,  с одной стороны, стимулирует фантазии детей об идеальных отношениях с новыми родителями, а с другой - усиливает неосознанную обиду на собственных отца и  мать. Такие же  противоречивые чувства ребенок испытывает  и в замещающей семье: с одной стороны, он хочет стать членом нового коллектива, принять новых родителей, с другой - боится "предать" кровную семью. Ребенок бессознательно как бы не позволяет себе привязаться к новым маме и папе.
    Если родители этого не понимают, они чувствуют ревность и пытаются снизить влияние прошлого на ребенка, что нередко становится причиной конфликтов. Специалисты рекомендуют  поддерживать контакты ребенка с биологической семьей, что, как правило, дает лучшие результаты, чем запрет на подобные отношения.
   Дети, оставленные  матерями сразу после рождения, не имеют никаких воспоминаний об отношениях с близким человеком. Они всегда ощущали себя частью группы, где постоянно менялись взрослые, с которыми невозможно было сформировать отношения привязанности. Представления этих детей об отношениях в семье искажены и, как правило, не имеют ничего общего с реальностью.
  Опыт жизни в любом сиротском учреждении, независимо от его качества, накладывает на развитие ребенка тяжелый отпечаток. Доказано: чем дольше дети живут в сиротском учреждении, тем сложнее им адаптироваться в замещающей семье. Жизненный опыт ребенка, оставшегося без попечения родителей, предостерегает его от доверия, привязанности, глубоких чувств.  Он воспринимает этот мир как опасный и ненадежный, мир, где в любой момент может произойти личная катастрофа.  Властные фигуры этого мира - взрослые, и они  управляют ребенком,  как хотят, в то время как от него самого ничего не зависит.  В результате у ребенка формируется твердое убеждение, что любить его невозможно и ничего стоящего из него не получится.

2. ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ ОПЫТ СЕМЬИ
   Семья, которая хотела бы взять ребенка, имеет свои особенности, как, впрочем, и любая другая. Нередко они связаны с ситуацией "пустого гнезда" - в семье либо нет детей, либо они уже выросли и живут своей жизнью. В России удовлетворенность семейной жизнью напрямую связана с наличием/успешностью ребенка. Отсутствие/взросление ребенка нередко приводит супругов, особенно женщину, к ощущению пустоты и бессмысленности брака.
  Частным случаем является семья, потерявшая ребенка. Порой замещающими родителями вынужденно становятся  родственники, чаще всего бабушки, берущие на себя обязанности воспитания детей вместо погибших кровных родителей, или при лишении их родительских прав. Приемными матерями готовы стать и одинокие женщины, отчаявшиеся завести семью или родить ребенка.
  Бывает и по-другому. Например, в семье долго не рождается ребенок определенного пола, или родители нацелены на создание многодетной семьи. Есть немало случаев, когда  вполне благополучные семьи с кровными детьми берут ребенка из детского дома просто потому, что чувствуют в себе силы воспитать еще одного малыша. При некоторых формах замещающих семей, таких как приемная семья, семейная воспитательная группа, краткосрочный патронат, прием новых детей может стать решением проблемы занятости родителей (замечено, что даже если дети не смогли интегрироваться в семью, все равно она становится для них источником постоянной поддержки в будущем).
  Независимо от мотивов приемных родителей, у них, как правило, существуют некоторые ожидания, связанные с предстоящими отношениями с ребенком. Взрослым хочется, чтобы ребенок был благодарным, ласковым, веселым и как можно более беспроблемным. Порой замещающие родители видят себя в роли "спасителей бедной сиротки", либо приемного ребенка воспринимают как "спасителя семьи". Безусловно, неадекватные представления также могут стать источником взаимного разочарования.
  Конечно, роль замещающего родителя сложна в психологическом плане. Человек боится оказаться "плохим родителем" и эта установка заведомо провоцирует недоверие к себе, формирует постоянную потребность  доказывать свою любовь ребенку. Можно сказать, что замещающие родители, особенно  мать, чувствуют гиперответственность и связанную с ней неуверенность, которых у них не было при воспитании кровных детей. 

2. НОВЫЙ МАТЕРИАЛ "ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ВХОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЮ"
   Процесс вхождения ребенка в семью требует от семьи и ребенка больших усилий и терпения. Его можно сравнить с браком: объединяются люди - каждый со своей историей, привычками, непонятными и порой непредсказуемыми реакциями, способами выражения чувств, которые все время сравнивают поведение партнера с привычными для них стереотипами. Точно так же - с позиции предыдущего опыта - замещающие родители и приемный ребенок оценивают действия друг друга.
   Особенно сложна адаптация, если ребенок помещается в семью на постоянной основе  (усыновление) или до совершеннолетия (опека, длительный патронат, приемная семья).
  Замещающая семья, независимо от возраста ребенка, уже пропустила важный этап ранних отношений с ним, то есть период формирования первичной привязанности взрослого к ребенку.  Таким образом, перед замещающей семьей всегда стоит проблема принятия ребенка. Кроме того, в отношениях с приемным ребенком родители склонны проявлять большую, чем с кровным, настороженность. Это нередко связано с расхожим представлением о том,  что у всех детдомовских "плохая наследственность", поэтому  даже обычное для детей его возраста поведение интерпретируется  как неизбежное проявление "генетики". Несомненно, подобная установка подрывает веру родителей в положительный результат их воспитательных усилий.
  У ребенка первичная привязанность начинает формироваться в контакте с матерью еще на внутриутробной стадии развития и в первые часы после рождения. Но ребенок  способен сформировать и вторичную привязанность - любить свою замещающую семью, считать ее своей, и это может произойти в любом возрасте. Автор теории привязанности английский психолог Джон Боулби  впервые доказал, что привязанность у такого ребенка нередко формируется через агрессию. Попадая в семью и не испытывая еще любви к новым родителям, ребенок поначалу ведет себя вполне адекватно. Семья при этом переживает некую эйфорию по поводу того, что все складывается так благополучно.
  Но как только у ребенка начинается процесс формирования привязанности к семье, его поведение меняется: он ломает свои игрушки и вещи взрослых, обманывает и может совершать мелкие кражи, причем у тех членов семьи, к кому лучше всего относится. Объясняется это просто. Такой ребенок привык привлекать к себе внимание любыми способами, обычно с помощью негативных поступков - в сиротском учреждении было именно так. В новой семье, пытаясь добиться исключительного внимания взрослых, он, как правило, идет тем же путем и в результате провоцирует родителей на наказание.
   Если родители не имеют специальной подготовки, то жесткой реакцией они только подкрепляют нарушения в поведении ребенка, что может привести к самым печальным последствиям, вплоть до отказа от ребенка. 

ВЫДЕЛЯЕТСЯ 4 ЭТАПА ВХОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА В НОВУЮ СЕМЬЮ
  Можно говорить о том, что процесс вхождения ребенка в семью состоялось, когда ребенок и члены семьи, которая его приняла, начинают уверенно произносить "мы", а по выражению лиц, манере поведения, реакциям на ситуацию становится трудно различить, где кровные, а где приемные дети. Для этого семье в течение 1,5 - 2-х лет после приема ребенка необходимо пережить четыре достаточно непростых этапа.
ПЕРВЫЙ ЭТАП. Его можно назвать "завершение проблем предшествующего этапа" или "базовый шлейф". В это время процесс вхождения ребенка в семью в семью "тормозится" из-за нерешенных проблем семьи, которая его приняла, и проблем самого ребенка, обусловленных последствиями его травматического опыта. Эти проблемы обостряются под влиянием стресса, который переживают все участники ситуации. Например, при появлении приемного ребенка кровный может пережить состояние регресса, то есть "предъявить" родителям поведение, свойственное более младшему возрасту (у него могут возобновиться симптомы давно прошедшего энуреза, ухудшиться речь, способность выполнять интеллектуальные задачи). Такой же регресс может наблюдаться и у приемного ребенка.  Эта фаза обычно очень быстро проходит и сменяется значительным скачком в интеллектуальном развитии, особенно у приемного ребенка. Сложнее переживается процесс его эмоционального восстановления.
   Ребенок начинает "вспоминать" трагические события своей жизни, которые были вытеснены из его сознания. Так, приемная девочка пяти лет "вдруг" вспоминает, как на ее глазах погибла мать. С  этими страшными воспоминаниями ребенку крайне трудно справиться - он часто, порой навязчиво рассказывает о пережитых событиях, у него обостряются проявления "сиротских  симптомов" (он начинает раскачиваться всем телом при первых признаках утомления или напряжения, плохо спит, его крайне сложно успокоить). Причем, таким образом, реагирует на изменившуюся ситуацию любой ребенок, даже очень маленький, не способный понять, что он попал не в кровную семью. Также ребенок постоянно жаждет внимания приемных родителей и всеми известными ему способами старается его привлечь. Он пытается "освоить" пространство семьи: раскидывает вокруг себя игрушки, оккупирует место около лидера (чаще всего матери, так как в приемных семьях, как правило, лидерство принадлежит женщинам). В результате возрастает эмоциональная нагрузка на семью, и особенно на мать.
В этот период состояние эйфории у членов семьи может смениться шоком. 
СЕМЬИ, СПРАВЛЯЮТСЯ С СИТУАЦИЕЙ, ЕСЛИ: ПОНИМАЮТ ПРИЧИНУ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ, ПОЗВОЛЯЮТ РЕБЕНКУ "ОТРЕАГИРОВАТЬ" СВОИ ТРАВМАТИЧЕСКИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ, И СПОСОБСТВУЮТ ТОМУ, ЧТОБЫ В ДАЛЬНЕЙШЕМ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ НИМИ СТАЛИ БОЛЕЕ УРАВНОВЕШЕННЫМИ.

  Случай 1. Так случилось в приемной семье N: родители - сорокалетние Наталья и Павел, их дети - студентка Елена и подросток Павел. Наталья всегда мечтала иметь многодетную семью, и, когда дочь поступила в вуз, всерьез задумалась о приемной дочке. Рожать самой ей не советовали врачи, и ей хотелось обогреть ребенка, оставшегося без родительской заботы. В итоге в семью попала пятилетняя Маша, которая поначалу очень легко приняла новых родителей. Однако вскоре ее поведение изменилось - она стала капризной, лгала, постоянно жаловалась на нового брата. Перед сном девочка становилась на четвереньки, раскачивалась всем телом, издавала странные звуки. Она постоянно, в одних и тех же выражениях рассказывала о сексуальной распущенности кровной матери и о ее страшной смерти.  У Павла в это время начался энурез, который наблюдался в раннем возрасте. Семья с трудом, но пережила первый этап адаптации. Маша заняла свое пространство в доме и почувствовала себя более спокойной. Обследование уровня ее интеллектуального развития показало, что она значительно опередила тех детей, с которыми воспитывалась в детском доме. Девочка окрепла, выросла, и по всем показателям практически сравнялась со своими сверстниками.

Семьи, не способные "принять" ребенка, начинают сплачиваться, выстраивая незримые барьеры между кровными членами семьи и приемным ребенком/детьми.

  Случай 2. Неудачное окончание первого этапа. Семья С: мать 60 лет и 30-летняя дочь. У дочери диагностировали бесплодие и встал вопрос о приемном ребенке. Женщины мечтали о мальчике лет семи-восьми, ярком  (обе творческие личности) и мужественном - таком, который мог бы постоять за женщин, когда вырастет.  Поначалу все складывалось хорошо. Но первые проявления мужественности мальчика испугали семью. Бабушка стала усматривать в нем какие-то параллели со своим бывшим мужем. Дочь, которую ребенок называл мамой, пугалась каждого крика мальчика и ждала от своей  матери, что та как-нибудь справится с ситуацией. Ребенок становился все более неуправляемым, в результате мать и дочь объединились в коалицию и отказались от "неудачного" ребенка.

ВТОРОЙ ЭТАП МОЖНО НАЗВАТЬ ЭТАПОМ "ПЕРЕСТРОЙКИ"
  Приемные дети обретают свое пространство в доме, и оно признается другими членами семьи. Это снижает общий уровень конфликтности, кровные и приемные дети начинают соблюдать нейтралитет. Отношения матери и приемного ребенка становятся ближе. У ребенка значительно повышается уровень эмоционального благополучия, снижается внутренняя напряженность. Начинает формироваться вторичная привязанность, и это дает новый всплеск агрессивности, которая может выражаться в кражах, обмане, упрямстве и т.д. В "успешных" семьях справляются и с этими проблемами.

Случай 3. Вот как протекал второй этап в семье N. Сначала у Павла, а потом  у Маши прошел энурез. Паша почувствовал себя более взрослым. Ему было смешно вспоминать, как он с Машей делил место перед телевизором. Он теперь увлекался радиоделом, а Маша больше времени проводила с новой мамой. Часто к ним присоединялся отец. Девочка все реже вспоминала кровную мать, однако память о ней мешала ей принять новых родителей. И в этот период Маша совершила кражу у родителей. Семья была потрясена таким поступком. Мать переживала противоречивые чувства: обиду, свою вину за эту обиду, жалость к Маше (ребенок так много пережил). На семейном совете решался вопрос, что делать с Машей, но никому не пришло в голову отдать ее обратно в сиротское учреждение.

"Неуспешные" семьи, если они даже выстояли на первом этапе, на втором ждет новая волна разочарований, результатом чего может стать  отказ от продолжения отношений с ребенком.

Случай 4. Неудачное окончание второго этапа. Во вполне благополучной семье D мать двоих детей Татьяна была  педагогом в детском доме. Она решила взять на патронатное воспитание брата и сестру - Сашу и Наташу. От помощи специалистов Татьяна отказалась наотрез, полагаясь на собственный опыт. Первый этап проходил по обычной схеме, и семья пережила его. Второй этап адаптации принес много проблем. Кровная дочь избегала общения с семьей, у сына появились кожные высыпания, оба жаловались на плохое настроение и снижение успеваемости. В то же время приемные дети делали необыкновенные успехи в школе - занятия с отцом, общение со старшими, успешными и ориентированными на обучение кровными детьми, не прошли для них даром. Но ситуация в семье оставалась сложной. Саша и Наташа звали свою мать по имени-отчеству, а она их, как раньше, по фамилии. Любой их проступок вызывал бурную реакцию у членов семьи. Когда дети украли у матери кошелек, семья сразу же от них отказалась. По данным обследования, несмотря не неуспех адаптации в семье, опыт семейной жизни пошел детям на пользу. Из коррекционного класса они перешли в обычный, стали более уверенными в себе, повысилась их успеваемость. Незначительное время брат и сестра жили в детском доме, а вскоре были переданы в другую семью, где и живут около четырех лет.

  ТРЕТИЙ ЭТАП - "объединение". Характеризуется объединением кровных и приемных детей, которые начинают ощущать себя единой группой. Многие проблемы уже решаются без вмешательства родителей. Поведение всех детей становится более независимым. У приемного ребенка продолжает  формироваться чувство привязанности. Если на предыдущем этапе он боялся "предать" кровных родителей, то сейчас переживает этап "отречения" от них. Он может отказаться от встречи с кровными родственниками, даже самыми близкими, становится "борцом" за целостность семьи в большей степени, чем ее "базисные" члены. СНИЖАЕТСЯ УРОВЕНЬ АГРЕССИИ ВНУТРИ СЕМЬИ, НО УЧАЩАЮТСЯ КОНФЛИКТЫ С ОКРУЖАЮЩИМИ. ПРИЕМНЫЕ ДЕТИ ВСЕ ЧАЩЕ НАЧИНАЮТ ЖАЛОВАТЬСЯ НА СВЕРСТНИКОВ. 
Случай 5. В успешной семье N на третьем этапе  Павел и Маша часто употребляли местоимение "мы". "Это моя младшая сестра", - с гордостью представлял мальчик приемную сестру, и она сама называла себя только по фамилии приемной семьи. Девочка уже не бегала "хвостиком" за мамой - она не сомневалась, что найдет ее дома, когда вернется из школы. Говорить по телефону с родной тетей Маша отказывалась, все ее усилия были направлены на то, чтобы ею гордилась приемная мать. С этой целью она вырывала из школьного дневника страницы с жалобами учительницы.
НА ЧЕТВЕРТОМ ЭТАПЕ - "осознание принадлежности". Семья начинает осознавать свою целостность. Это означает переход на качественно новый уровень развития. Все члены семьи становятся необыкновенно похожими друг на друга - как внешне, так и по своим реакциям. Можно говорить и о сформировавшейся привязанности к семье у приемного ребенка. Он чувствует свою принадлежность к приемной семьей, но в то же время способен "принять" и кровную.

Случай 6. В семье  N на этом этапе  Елена получает большую поддержку от Маши,  хотя, конечно, проблемы остаются. "Если я плохо себя чувствую, то Маша готова все за меня сделать, принести еду в постель", - с гордостью рассказывает она. Случаи воровства больше не повторяются. К концу второго года ни у кого уже нет сомнений в том, что они - единая, любящая друг друга семья. Не стоит забывать, что адаптация ребенка в этой семье прошла успешно благодаря тому, что рядом с родителями были специалисты, которые помогали справиться со всеми проблемами адаптационного периода.

3. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Выберите, пожалуйста, верные ответы
1. Почему роль замещающего родителя сложна в психологическом плане:

1        Появляется страх оказаться "плохим родителем"        
2        Не вижу никаких сложностей        
3        Появляется гиперответственность и связанная с ней неуверенность, которых у них не было при воспитании кровных детей        

Правильные ответы: №№1,3

2.Что осложняет процесс вхождения приемного ребенка в семью
1        Отсутствие биологической связи у ребенка с новыми родителями        
2        Плохая наследственность у ребенка        
3        Такие дети имеют различные психические расстройства        
4        Неправильное поведение ребенка, пережившего психологические травмы        
5        Предрасположенность к дурным привычкам        
6        Боязнь ребенка предать кровных родителей        
7        Воспоминания о прошлой жизни у ребенка        
8        "Катастрофическая модель мира" у приемного ребенка        
9        Искаженные представления ребенка о правилах и нормах жизни в семье        
10        Ожидания "идеального" ребенка у новых родителей и "идеальных родителей" у приемного ребенка        

Правильные ответы: №№4, 6, 7, 8, 9,10

3.        Приемный ребенок становится своим в семье
1        Сразу после приема        
2        Через пару месяцев после приема        
3        Через 1,5 - 2 года после приема        
               
Правильный ответ: №3

4. Назовите 4 этапа вхождения ребенка в семью
-
-
-
-


Правильные ответы:
1-й этап - "завершение проблем предшествующего этапа" или "базовый шлейф"
2-й этап - "перестройка"
3-й этап - "объединение"
4-й этап - "осознание принадлежности"


4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
В течение недели понаблюдайте за приемным ребенком и заполните, пожалуйста, карту наблюдения:
1. Карта наблюдения

1.        Опишите, пожалуйста, как можно подробнее, какое поведение ребенка Вас беспокоит
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2.        Частота проявлений такого поведения:
ежедневно ______________________________
еженедельно_____________________________
время дня_______________________________
есть ли повторяющиеся стереотипы в поведении_________________________

  3.Как долго длится такое поведение_______________________________________________________________

  4.Какова его интенсивность. Есть ли эмоциональные взрывы? Контролирует ли себя ребенок?________________________________________________________________

  5.Чего ребенок добивается таким поведением? ________________________________________________________________

  6.Кто еще участвует в подобных ситуациях и какова их реакция?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  7.Что случилось непосредственно до этого_________________________________________________________________________

  8.Каковы последствия такого поведения___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  9.Что случилось после__________________________________________________

  10.Что вы сделали, что сделал ребенок_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  11.Перечислить все причины, почему ребенок ведет себя таким образом_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  12.Почему это беспокоит Вас_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  13.Каковы долгосрочные последствия, если это поведение не изменится___________________________________________________________________________________________________________________________________________________